Форум » Праздники и традиции. » Духовный пост » Ответить

Духовный пост

asha2: Все знают, что любой пост включает в себя пост не только телесный, но духовный. Но большинство сосредоточено на пищевом посте. Даже литература на эту тему пишет в основном о еде, часто даются рецепты постных блюд. Для духовного поста рецептов я не встречала. Стала для себя выяснять, что подразумевает духовный пост. Высказываний много, но четкого перечня нет ( как при пищевом посте: 5 степеней, расписано по дням что можно есть, чего нельзя). Вот для начала цитата из Святого исповедника Сергия Правдолюбова "О том, как проводить посты и готовиться к исповеди и приобщению Святых Христовых Таин" с сайта Азбука веры http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/5g9_10n.shtml (Там говорится правда о Великом посте, но я думаю, что это можно отнести ко всем постам) Если есть у тебя грешная привычка судить и осуждать ближнего, то вот, настал Великий пост - положи же доброе начало, брось эту привычку. А если по немощи забудешься, осудишь кого, то дай себе правило положить в тот день три земных поклона с такой молитвой: "Спаси, Господи, и помилуй, такого-то (кого осудил) и его молитвами помилуй мя, грешного". И так делай всегда, когда кого осудишь. Если исполнишь это, Господь увидит твое усердие и избавит тебя навсегда от этой греховной привычки. А если ты не будешь осуждать никого, то и Бог тебя никогда не осудит - вот ты и получишь спасение. Точно так поступай и во всем другом. Посетила сердце мысль нецеломудренная? Положи три поклона со словами: "Господи, прости меня, блудного", и блудным себя считай. Ведь Господь и нецеломудренный взор вменяет в блуд (Мф 5. 27 и 28). Обманул кого-нибудь? Иди и повинись пред ним, признайся в своем обмане и проси прощения. Присвоил чужое? Иди и возврати ему, а если это невозможно, вдвое отдай нищему. Обидел кого? Иди и примирись... Дух гордости будет нашептывать: "Как это можно? Стыдно! Что обо мне люди подумают?" Отвечай ему: "Бога не обманешь, Он все видит и знает. Не стыдился грешить - не буду стыдиться и каяться. Помоги мне, Господи!" А, помилуй Бог, в больший какой грех впадешь, то принеси Богу особое покаяние, исповедуй твой грех отцу духовному, по возможности немедленно; проси, как милости, у него эпитимии и неси ее благодушно, с великой радостью, зная, что в этом твое спасение: ты и раскаялся, и хочешь сотворить плод достойный покаяния. Непременно начни поступать так и молись постоянно: "Господи Боже наш! Аще и ничтоже благое сотворих пред Тобою, даждь ми отныне положити начало благое".

Ответов - 11

asha2: Протоиерей Димитрий Константинов. ПОДВИГ ПОСТА. http://www.dorogadomoj.com/dr112pos.html 4. Духовный пост Основой поста является пост духовный. Что же такое духовный пост? Духовный пост - это прежде всего молитвенное устремление к Богу, молитвенный усиленный подвиг, совершаемый человеком. Поэтому пост неразрывно связан с усиленной молитвой, со стремлением к Богообщению. Духовный пост - это сознательное и волевое устремление к добру в любой его форме, стремление активно проявить свою любовь и доброжелательное отношение к ближним, помочь им в их нуждах, проявить заботу, внимание, пойти по пути добротворения. Духовный пост - это ограничение своего эгоизма и замена его подлинно человеческим отношением к людям; и подобное отношение должно быть не искусственно вымученным, а вытекать из чистого сердца, из сознания собственного недостоинства и своей греховности. Духовный пост - это путь духовного самоуглубления, честного анализа самого себя перед лицом Божиим, смиренного осознания своей греховности, ее истоков и путей, покаяние и примирение с Богом. Духовный пост - это путь сокрушения и покаяния, путь духовной неудовлетворенности собой, из которой должно родиться стремление преодоления земной ограниченности и совершиться переход в царство духовной свободы, обретенной в Боге. Это путь духовного обновления, путь духовного роста в Боге. В этом главный и важнейший смысл поста. Духовный пост невероятно труден для человека, впервые вступающего на постное поприще. Он неизмеримо труднее поста физического. Здесь неизбежны срывы и отдельные неудачи. Но уже само стремление человека к духовному посту ведет к его духовному росту. В этом также заключается глубокий смысл духовного поста.

asha2: http://duhpage.sed.lg.ua/Post/PravilnyiPost.htm св. Иоанн Златоуст: "Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело". Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений - хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста. Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании. Как пишет о. Александр Ельчанинов: "Пост - период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов - усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами". Здесь приложимы слова премудрого Соломона: "Всему свое время и время всякой вещи под небом. ...время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать... время молчать и время говорить" и т.д, (Еккл. 3, 1-7). Пост - это лечение, а последнее бывает часто нелегко. И лишь в конце его курса можно ждать выздоровления, а от поста ждать плодов Духа Святого - мира, радости и любви. В книге пророка Исайи иудеи взывают к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?" Господь устами пророка отвечает им: "Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других: вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого - одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господа будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь и Он скажет: «вот Я»" (Ис. 58, 3-9).

Евгения: asha2 пишет: Духовный пост - это путь сокрушения и покаяния, путь духовной неудовлетворенности собой А не рождает ли эта неудовлетворенность собой саможаление, депрессии и проч.??? У меня это просто постоянная проблема. Где-нибудь накосячу, ругаю себя и впадаю в такую депрессию, что ого-го! Как вообще научиться смиряться, гордыню в себе подавлять?


asha2: Женечка, для меня это тоже актуально. никак не могу найти эту грань. И унывать нельзя, грех, и в то же время сокрушаться надо , т.е. надо быть всё время недовольной собой. Один принцип я знаю: надо ненавидеть грех в себе, а не себя. Т.е. не ругать себя, мол, я плохая, а говорить, что в данном случае в этой ситуации я поступила не лучшим образом. Но мне это мало помогает. Нет пока ясного и четкого понимания. Я к духовному посту недавно пришла, только в этом году. Так что опыт пока маленький. Вот поэтому и пишу этот форум, чтобы разобраться и по полочкам разложить всё.

ученица: ПОСТ И ТЕЛЕВИЗОР Из статьи архимандрита Рафаила (Карелина) “Пост и телефильмы” http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/apocalypse/12.html Телевизор держит человека в страстном напряжении, как будто в пространстве его экрана заключен сгусток всех чувственных эмоций, страстей, похоти, жестокости, преступлений. То, с чем человек в прошлые века мог — и то случайно — соприкоснуться несколько раз в жизни (скажем, картина убийства), теперь он видит каждый день... Телевизор потакает самым низменным страстям человека; даже в как будто нравственных постановках вкраплены сексуальные сцены, может быть, из опасения, что зритель заснет от излишней морализации, а иногда эти сцены представляют собой главное содержание всей передачи. Человек, включая телевизор, добровольно включает себя в поле душевной грязи. Некоторые говорят, что они совершенно бесстрастно смотрят эротические фильмы. Это самообман: если бы они были бесстрастны, то не теряли бы время на подобное занятие; именно плененная страстями душа приковывает их к телевизору, и они отходят неудовлетворенными, если случайно не получат привычного для них “допинга”. В древнее время Церковь на долгие годы отлучала от причастия блудников, так как этот грех пропитывает смрадным ядом все поры души и тела, и нужно продолжительное время, чтобы человек очистился и отрезвился, встал бы снова на ноги, как после тяжелой болезни. Блудник духовно мертв, пока не принесет искреннего покаяния и не исполнит епитимий. После эротических передач по телевизору человек приходит в церковь так, как мертвого приносят для отпевания; стоит в храме, но его нет. Там его тело, как гроб, а душа глуха и слепа, как труп, она не чувствует благодати, не может искренне молиться. Покаяние подразумевает волевое желание и решимость больше не совершать грех, а здесь человек обычно, возвратившись домой из церкви (иногда даже после причастия), проводит часы около телевизора. Он не только духовно опустошен, в нем постепенно отмирает сама способность искренне каяться, то есть возможность вернуть потерянную благодать. Другая “инъекция зла”, которую получает человек от телевизора, — это серия убийств и насилий, к которым он привыкает. В древнем Риме борьба гладиаторов в цирке, бой людей с дикими зверями и другие подобные “развлечения” привлекали десятки тысяч зрителей. Девиз римской толпы был: “хлеба и зрелищ”, как будто в этих словах заключалась вся их жизнь. А самым захватывающим зрелищем для толпы являлась льющаяся кровь и предсмертная агония. Телевизор делает из людей садистов, которые спокойно и с тайным наслаждением смотрят на сцены убийств. Если бы в них оставались человеческая любовь и сострадание, то они в ужасе отвернулись бы от этого кошмара. Телевизор сделал преступление и жестокость обыденностью. Попробуй кто-нибудь сказать, что ему противно и страшно смотреть на сцены насилия и убийств, его посчитают за истерика и нервнобольного. Если человек скажет, что считает ниже достоинства христианина смотреть на сексуальные картины, то ему открыто заявят, что он “ханжа”, имеющий отжившие старомодные взгляды. Душа имеет три способности: разум, эмоцию и волю. От неразлучной дружбы с телевизором воля у человека обессиливается, как у тех, кто часто принимает сеансы гипноза; чувство притупляется и требует новых острых ощущений и “допингов”, а разум становится порабощенным сменяющими друг друга картинами, которые заставляют его жить в каком-то фантастическом мире, в постоянно продолжающейся фантасмагории. У разума две силы: образное и словесное мышление. Слишком обильная, неуправляемая информация развивает низшую механическую память, но подавляет творческую силу и энергию. Человек, беспрерывно получающий обильную пищу, становится бесформенной грудой жира, которой трудно двигаться и дышать, которая еле передвигает ноги под собственной тяжестью. Слишком большая, неуправляемая информация похожа на хроническое переедание, при котором мышцы перерождаются в сало. Ум становится дряблым и пассивным иждивенцем чужих мнений и идей. Картины, которые человек увидел на экране телевизора, вращаются в его подсознании, всплывают в памяти, мелькают в сновидениях, как призраки. Мышление становится поверхностным, а язык — болтливым. Защитные силы психики истощаются, не будучи способными справиться с лавиной впечатлений. Где место для безмолвия, для сердечной молитвы? Человек не видит самого себя, он как будто бы живет не в доме, а в театре с непрекращающимися представлениями. Святые отцы говорят о том, что существуют три вида деятельности ума: это созерцание, рождающееся в безмолвии молитвы, рассуждение и воображение, при этом воображение — самый низший вид мышления, соединенный с чувственными страстями и фантазией. Святые отцы заповедовали пребывать в молитве, давать, когда это нужно в практической жизни, место рассудочному размышлению (при этом знать его меру и пределы) и бороться с воображением как со своим противником. А телевизор способствует обратному: развитию воображения, подавлению творческой силы ума и потере молитвы. Человек, проводящий время поста у телевизора, похож на обжору и пьяницу, который глотает все без разбора, даже не разжевывая куски, и при этом считает, что он держит пост по всем уставам Церкви.

Высокий гость: ДА, телевизор точно развращает души. Я, вот, редко смотрю телек и можно сказать отвыкаю от всей этой грязи и ерунды. Но если вдруг случайно наткнусь на какую-нибудь эротическую сцену, то она меня шокирует уже, крутится в голове. Так же как нас не оставляют в покое какие-нибудь необычные ситуации, сцены, когда мы бываем потрясены.

Евгения: Инет еще больше развращает души!

ученица: Согласна, но отчасти. Если в телеке почти никакого выбора, то в инете он есть. То же можно сказать и о книгах: они ведь тоже разные С точки зрения духовного поста телек вообще можно отключать, а в инете можно найти духовную пищу.

Zanuda: С окончанием поста разве заканчивается духовная работа? Во время поста мы как бы берем новые нагрузки на себя, как атлет наращивает вес, т.е делаем шаг вперед. А вот пост закончился. можно сделать два шага назад или нужно оставаться на месте (достигнутом)? Кто как считает?

Kaleidpscope: Может я прокричу некстати, Там слова мои только гости, Но помилуй меня Создатель И возьми моих слез горсти! Расскажи всем кого встретишь, Что с душой я своей в соре. Все, что есть у меня -ветошь А грехов у меня море. В этих волнах тону- глупо И признаться боюсь в этом. В свое сердце смотрю в лупу, Тщась в себе отыскать света. Без тебя я умру. Слышишь? Полон голос до верха хрипом. Там где лижет огонь крыши, Ждут меня кандалов скрипы. Я боюсь мне не стать небом, А землею мне быть рано. Рассыпать себя век за веком Под корнями чужих яблонь. Обними мою плоть счастьем, Задуши и оставь таять. Все равно этот крик частый Только ты обратишь в память. Сколько зла за спиной помнишь? И не смоет поток весенний Нет, не жизнь мне нужна, а помощь Не прощение, а спасенье Н.Пискунова

Zanuda: Пришло на ум такое сравнение. Пост это не смена периодов: во время поста ограничиваю себя, а кончился пост возвращаюсь на круги своя. Думаю пост это как спираль: с каждым разом, т.е. с каждым постом надо подниматься всё выше, совершенствуя себя; и возвращаться не на прежние позиции, а как бы другие: лучше, выше, сильнее.



полная версия страницы