Форум » Христианин христианину » Традиция мученической кончины святых » Ответить

Традиция мученической кончины святых

asha2: Читая сегодня 26 января православный календарь отметила, что из 6 отмечающихся святых трое закончили свою жизнь в мучениях, а трое скончались мирно. Не могу я почему-то принять традицию мученической кончины святых и тем более последовать их примеру.

Ответов - 6

asha2: Вот сегодня день памяти Священномученикв Харалампия, мучеников Порфирия и Ваптоса и трёх жен мучениц. пострадали в 202 году. Читаешь об их мучениях и просто мороз по коже. Святой Харалампий, епископ фессалийского города Магнезии (северо-восточная область Греции), успешно распространял веру во Христа Спасителя. Весть о его проповеди дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по распоряжению которого святой был схвачен и приведен на суд, где твердо исповедал веру во Христа и отказался принести жертву идолам. Несмотря на преклонный возраст епископа (ему было уже 113 лет), его подвергли чудовищным истязаниям: терзали тело железными крючьями, пока не содрали всю кожу с головы до ног. Святой при этом обращался к мучителям: "Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!" Видя терпение старца и полное его незлобие, два воина - Порфирий и Ваптос открыто исповедали Христа, за что тотчас же были усечены мечом. Присутствовавшие при страданиях епископа Харалампия три женщины также стали прославлять Христа и немедленно были замучены. Разгневанный Лукий сам схватил орудия пыток и стал терзать священномученика, но внезапно у него, как отсеченные мечом, отнялись руки. Пришедший к месту казни правитель плюнул в лицо святого, и тотчас голова его оказалась повернутой назад. Тогда Лукий стал умолять святого о пощаде, и по его молитве оба мучителя тут же получили исцеление. При этом множество свидетелей уверовали во Христа. Среди них был и Лукий, который припал к ногам святого старца, прося прощения. Лукиан донес о случившемся императору Септимию Северу (193 - 211), находившемуся в это время в Антиохии Писидийской (западная часть Малой Азии), и тот распорядился привести святого Харалампия к себе, что было исполнено с невиданной жестокостью: священномученика влачили, привязав веревку к бороде. Император приказал мучить епископа еще сильнее, и его стали палить огнем. Но Сила Божия помогала святому, и он остался невредим. Кроме того, по его молитве стали совершаться чудеса: воскрес умерший юноша, исцелился бесноватый, мучимый бесом 35 лет, так что народ во множестве стал исповедовать Христа Спасителя. Во Христа уверовала даже дочь императора Галина, дважды сокрушившая идолов в языческом храме. По приказу императора святителя били камнями по устам, хотели поджечь бороду, из которой вышло пламя, опалившее мучителей. Полные злобы, Септимий Север и его вельможа Крисп воздвигли хулу на Господа, глумливо призывая Его сойти на землю, похваляясь своей силой и властью. Во гневе Господь поколебал землю, великий страх напал на всех, оба же нечестивца повисли в воздухе, связанные невидимыми узами, и лишь по молитве святителя были возвращены вниз. Устрашенный император поколебался было в своем нечестии, но вскоре опять впал в заблуждение и приказал мучить святого, наконец, осудил его на усечение мечом . Во время своей последней молитвы святой удостоился видеть Самого Спасителя и просил Его даровать тому месту, где будут почивать его мощи, мир, плодородие, а людям - прощение грехов и спасение. Господь обещал исполнить прошение и восшел на небеса, унося с Собой душу священномученика Харалампия, который принял, по милости Божией, мирную кончину до казни. Дочь императора - блаженная Галина погребла тело мученика с великой честью.

ученица: а сколько детей мученически погибло! Начиная от фивлеемских младенцев и кончая детьми Николая 2

Zanuda: Отвечает Андрей ВИНОГРАДОВ, старший научный сотрудник Центра истории восточно-христианской культуры ИВИ РАН. Аргументация кровью - За что Церковь почитает мучеников? - Мученик – это человек, который ценой своей жизни засвидетельствовал веру во Христа. Слово «мученик» в русском языке связано со словом «мучение», но по-гречески мученик – это «μάρτυϛ» (мартюс), т.е. «свидетель». Не совсем понятно, почему «мартюс» стали переводить на славянский как «мученик», если идея мучений как раз здесь вторична. Отчасти это можно объяснить тем, что славян в подвиге мученичества больше всего поражали сами страдания, которые могли претерпеть мученики. В то время как для греков, которые с феноменом мученичества познакомились на тысячелетие раньше, когда вера во Христа только распространялась, центральной была тема свидетельства мучеников о Христе. Как участвует свидетель в суде — приходит и говорит правду. А за правду о Христе в те времена казнили. Жизнь — это самое драгоценное, что есть у человека, и он как бы должен решить: меняет он ее на вечную жизнь или не меняет. В этом смысле смерть — это такой знак, порог, который нельзя перейти «просто так». Да, в жизни мы делаем выбор — свидетельствовать о Христе или не свидетельствовать, но выбор перед лицом смерти — окончательный. Если христианин исповедует Христа и за это погибает, то тем самым он свидетельствует о своем родстве со Христом, уподобляется Ему. Доказывает, что стал человеком, который презрел плоть и кровь, презрел внешнего человека, и стал человеком внутренним, отказался от временной жизни — не потому, что она ему надоела или была какой-то безрадостной,– а потому, что вечная жизнь для него действительно желаннее, дороже. И в этом смысле, как для древней Церкви, так и для нас, мученики являются духовными ориентирами. - То есть в мученичестве важны не страдания сами по себе, а то состояние души, которое они нам показывают? - Страдания очищают душу от страстей. Но в случае мучеников их страдания и смерть — это скорее свидетельство их близости к Богу в момент кончины, чем стремление найти способ к Нему приблизиться. По римскому судебному протоколу человеку сначала предоставлялась возможность отказаться от Христа и тем самым спасти свою жизнь, и только после этого его подвергали пыткам. То есть решимость быть со Христом присутствовала в мучениках еще до страданий, а претерпевание страданий показали силу этой решимости, силу веры. Для нас ценны не страдания мучеников сами по себе, но результат, к которому они приводят. Перенесенные ради любви к Богу страдания показывают, насколько человек верит в то, что есть другая жизнь. Ценность страданий для самих мучеников — это отдельный вопрос. В определенном смысле это аскетика без аскетики: здесь нет аскетизма как постоянного упражнения, подвига, обуздания плоти, и т.д. Это мгновенный акт отречения от мира. http://www.pravmir.ru/svideteli-xrista/


asha2: У Паисия Святогорца наткнулась на рассуждения о мучениках(в книге "Духовное пробуждение"). Решила процитировать сюда. Мне это дало подтверждение того, что мучений на самом деле не было или они были небольшими. А вот Христос страдал за нас во всю меру. Какая отвага была у святых — Думаю, Геронда, что если бы я увидела колесо святой Екатерины, то умерла бы от страха! — Если бы ты умерла еще до того, как тебя начали колесовать, то это было хорошо, это было бы благословением Божиим. Мука была бы, если бы тебя начали колесовать, а ты не смогла бы этого перенести. Мученики имели доброе расположение, Христос помогал им, и поэтому они переносили боль. Какую же любовь ко Христу имели святые мученики, какую отвагу! Святая Соломония со своими семью чадами — один за другим замучены были все. Святой Лонгин устроил угощение для воинов, которые пришли его схватить, и принял их в свой дом. Пришедшие торопили его показать им Лонгина, чтобы отсечь ему голову, а он говорил им: "Я покажу вам его!" Когда он сказал им, что Лонгин это он и есть, то они заколебались, но святой убедил их исполнить порученное. И они усекли его главу. А какая выдержка была у святого Гедеона Каракальского. "Режьте руку, — сказал он палачам, — режьте и ногу, режьте и нос! Чтобы не много словить, режьте все!" Поразительно! Но для того, чтобы достичь этого уровня, человек должен не любить самого себя и любить Бога. Мать, спасая свое дитя, идет в огонь. Она не чувствует боли, потому что ее любовь сильнее, чем жжение пламени. Ее любовь к ребенку пересиливает боль. Насколько же сильнее боли должна быть любовь ко Христу! Для святого, идущего на мученичество, его любовь ко Христу превосходит боль и нейтрализует ее. Нож палача был для мучеников нежнее скрипичного смычка. Когда разгорается любовь ко Христу, мученичество становится торжеством: в этот миг огонь прохлаждает лучше, чем купание, потому что его жжение теряется в жжении божественной любви. Сдирание кожи ощущается, как ласка. Божественное рачение захватывает сердце, захватывает голову, и человек становится сумасшедшим: он не чувствует ни боли, ни чего-либо другого, поскольку его ум находится во Христе и его сердце переполняется радостью. А сколькие святые шли на мученичество и переживали такую радость, словно шли на торжество! Святой Игнатий бежал на место мучений и кричал: "Дайте мне претерпеть мучение, дайте мне быть съеденным зверями!" Такую радость, которую ощущал он, не переживает даже влюбленный юноша, который говорит: "Я хочу жениться на ней, и мне нет дела ни до матери, ни до отца!" "Безумие" святого Игнатия было больше, чем безумие влюбленного юноши. Все святые ради любви ко Христу подъяли подвиг. — Святые мученики пролили свою кровь. Преподобные отцы пролили пот и слезы и, подобно добрым знатокам лекарственных трав, поставили духовные опыты на самих себе, от любви к Богу и человеку — иконе Бога — они изнурили себя, чтобы оставить нам свои духовные рецепты. С их помощью мы предупреждаем зло или врачуем свою духовную болезнь и становимся здоровы. А если мы еще и потщимся с любочестием подражать им в их подвигах, то можем даже достичь святости. Но, конечно, все подвиги преподобных, посты, бдения и тому подобное, и даже страдания всех святых мучеников несравнимы со страданием Господа нашего, потому что Христос божественно помогал всем страдавшим ради Него, и боль каждого из них услаждалась от Его великой любви. Однако по отношению к Самому Себе Христос совсем не использовал Свою божественную силу и от многой любви к своему созданию выстрадал Своим чувствительным Телом многую боль. Стать действительно человеком [не только внешне, но] и внутренне можно, лишь ощутив эту любовь Христа к человеку. Иначе ты будешь даже бесчувственнее, чем творения Божии, потому что, почувствовав страдание Господа, померкло солнце, будучи не в силах на это смотреть. И земля, увидев это, ужаснулась, а камни распались на части. И гробы потряслись настолько сильно, что возбудили от сна многих давно умерших и выпустили их вон выразить свое несогласие с тем, как неблагодарно отнеслись люди к Богу — своему Благодетелю и Избавителю.

Kaleidpscope: СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ На троне важно и беспечно Сидел блистательный Нерон. Ему казалось, будет вечно И всюду прославляться он. Перед Нероном лицемерно Сенаторы наперебой Кричали, как он непомерно Талантлив и хорош собой. «Довольно! – с деланным смущеньем Нерон на свиту поглядел. – Пора заняться развлеченьем И отдохнуть от важных дел! Что там у нас сегодня в планах?» И тут префект без лишних слов Сказал: «В саду на христианах Готово все для факелов! Плащи из шкур, медвежье сало… Весь Рим, клянусь, придет сюда Взглянуть на то, что не бывало Еще нигде и никогда!» «Ты только обещаешь муки! - Нерон поднес ладонь к губам И уточнил, зевнув от скуки. - И сколько же их будет там?» Смеялись все: «Два-три десятка, Если, и вовсе не один!..» Префект склонился для порядка: «Нет – тысяча, мой господин!» «О! Это будет интересно, - Сказал Нерон, нарушив тишь. - А то все как-то скучно, пресно! Так – тысяча их говоришь?» Префект кивнул и удостоясь Кивка в награду за труды, Повел всех развлекаться, то есть, На казнь в роскошные сады. Прикрытый копьями от люда Из Рима и далеких стран, Нерон в лорнет из изумруда Смотрел на странных христиан. Здесь были старики и дети, Мужчины, женщины, - с чего Вдруг отказались люди эти Чтить жертвой - гения его? Убавилось от них бы, что ли? Другие вон, не веря, чтут, Включая тех, кто словно роли Свои сыграв, стоят с ним тут! Нерон взглянул, не выбирая, На ближнего к нему льстеца И перевел лорнет, взирая На тех, кто ожидал конца… Вдоль нескончаемой аллеи, От жажды мучась у пруда, Как настоящие злодеи, Они стояли в два ряда. Столбы – и перед каждым колья Под подбородком, чтобы он Не опустил лица, и болью Налюбоваться мог Нерон. Как только мрак ночной сгустился И начал литься через край, Префект Нерону поклонился И дал команду: «Поджигай!» Довольный, как всегда, собою Нерон – чтоб видел весь народ, Приветливо махнул рукою Толпе, подавшейся вперед… Не в силах усидеть на месте, Он, без вина как будто пьян, Смотрел со зрителями вместе. На непокорных христиан. Но, право, что это случилось? Вместо того чтобы вокруг Всё страшным криком огласилось, Они запели гимны вдруг! Справляясь чудом с дикой болью, Их голоса в один слились… Им даже не мешали колья - Они и так смотрели ввысь! Горели головы и руки, Трещали, лопаясь, уста, И, все же, не смотря на муки, Упрямцы славили Христа! И не понять было Нерону, Скрывала от него печать: Как жизни вопреки закону - Так можно было смерть встречать?! Они ж, ликуя и страдая, Так пели Богу своему, Что он, за ними наблюдая, Уже завидовал Ему… Скорей бы все кончалось что ли! Нерон, давно уже не пьян, Смотрел, скривившись, как от боли На непонятных христиан… А те, мучителей прощая, Неслись в блаженные места, Собою ярко освещая Мир, чтоб увидел он Христа!

Kaleidpscope: СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ТАТИАНА Помолюсь я ей — о ней читая, Слез от папы с мамой не тая... Как страдала за Христа святая Божия заступница моя! Был судья мрачнее темной ночи, Зол на Татиану неспроста: Палачи старались, что есть мочи, А она — все верила в Христа. «Отрекись! забудь, что ты посмела Чтить Христа, и казнь я отменю!» «Нет — судье она сказала смело, — Никогда Ему не изменю!» Палачи терзали Татиану Снова, как голубку воронье, Превратив в одну сплошную рану Тело непорочное ее. «Отрекись! Ведь даже мы устали — Нет конца мучениям твоим!..» «Нет! — уста святые прошептали, — Боже! Дай Свет Истины и им!» И — о чудо! Оказалось сразу, Вороны, как мирные грачи! « Бог — Христос!» - бросая крючья наземь, Объявили громко палачи. «Отрекитесь! Вы в своем уме ли? Иль отдать на муки мне и вас?!» «Бог — Христос! Прости, что не сумели До конца исполнить твой приказ!» Был коротким суд над палачами. Приговор глашатай объявил, И они крестились под мечами В лужах своей собственной крови. Много мук — одну другой ужасней — Испытать пришлось до казни ей: Мужественной, чистой и прекрасной Божией заступнице моей. И теперь прошу я постоянно, Иногда бывает и во сне: «Помогай, святая Татиана, Ты всегда, во всем и всюду мне!»



полная версия страницы